Возрастные особенности
развития
и поведения детей
советы учителям и
родителям
Б. Б. Егоров, кандидат педагогических наук, ведущий научный сотрудник
Института психолого-педагогических проблем детства РАО,
Р.С. Есаян, кандидат педагогических наук
5 – 8 лет |
|
Физическое развитие |
Руки и
ноги растут быстрее тела. Общее
управление телом хорошее, координация глаз и рук улучшается к семи годам |
Особенности
поведения |
Высокий
уровень активности. Стремление
к общению вне семьи. Желание
научиться различать, что такое хорошо и что такое плохо. Понимание
различий между полами. Стремление
получить время для самостоятельных занятий. Ребёнок
может быть как целеустремлённым, так и самоуверенным, агрессивным. |
Советы |
Организация
подвижных игр при ограничении прыжков и бега, развитие умения лазать и
пользоваться качелями. Использование
ритмических видов деятельности, пение, драматические постановки. Обучение
правильным навыкам труда. Обеспечение
конкретности поручений и творческой свободы детей при их выполнении. Предоставление
детям свободы действия, развитие различных способностей. |
9 – 11 лет |
|
Физическое
развитие |
Рост
девочек опережает рост мальчиков. Первоначально
мальчики и девочки имеют равные силы, затем мальчики становятся сильнее. |
Особенности
поведения |
Стремление
мальчиков к лидерству. Дети
энергичны, быстры в действии, настойчивы, инициативны, нуждаются в постоянной
деятельности. Часты
беспокойные состояния. Любят
коллективные игры, шумны, влюбчивы, боятся поражения, чувствительны к
критике. Интересы
постоянно меняются. Мальчики
играют с девочками, соперничают с ними. Дети
начинают осознавать нравственные нормы. Пробуждается
интерес и любопытство ко всему вокруг. |
Советы |
Учёт
того обстоятельства, что дети этого возраста особенно нуждаются в поощрении и
похвале. Использование
таких видов деятельности, которые дают простор проявлению мускульной
активности. Организация
коллективных спортивных игр, занятий по интересам. Организация
разумного руководства, разумное направление пробуждающихся интересов к
окружающему миру. Стремление
обстоятельно ответить на многочисленные вопросы детей. |
12 – 14 лет |
|
Физическое
развитие |
Девочки
обычно выше мальчиков. Половое
созревание. Быстрый
рост мускулатуры. Девочки
менее активны. |
Особенности
поведения |
Мальчики
склонны к групповому поведению. Дети
испытывают внутреннее беспокойство. Девочки
и мальчики дразнят друг друга. Мнение
сверстников более важно, чем мнение взрослых. Дисциплина
может страдать от «группового» авторитета. Стремятся
к соревновательности, подчиняют свои интересы
мнению команды. Сопротивление
критике. Появляется
интерес к заработку. |
Советы |
Организация
коллективных игр, различных для мальчиков и девочек. Предпочтение
спортивным играм. Использование
общего энтузиазма при выполнении порученных заданий. |
15 - 16 лет |
|
Физическое
развитие |
Наступает
зрелость, сопровождаемая физическими и эмоциональными изменениями. |
Особенности
поведения |
Девочки
начинают интересоваться мальчиками раньше, чем мальчики девочками. Крайности
в поведении, например «Я, знаю всё!» |
Советы |
Оказание
помощи старшим подросткам в том, чтобы все они были приняты своими
сверстниками. |