МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ

ФОРМИРОВАНИЕ КУЛЬТУРЫ ЗДОРОВОГО ПИТАНИЯ

ОБУЧАЮЩИХСЯ, ВОСПИТАННИКОВ

Москва - 2012 г.

(Материалы разработаны сотрудниками Института возрастной физиологии РАО М.М.Безруких, Т.А.Филипповой, А.Г.Макеевой)

Введение

Культура питания – важнейшая составная часть общей культуры здорового и безопасного образа жизни обучающихся, что нашло отражение в федеральных государственных образовательных стандартах нового поколения (ФГОС). Формирование культуры здорового питания должно начинаться с самых первых этапов обучения ребенка в школе и продолжаться на протяжении всех лет обучения с учетом возрастного подхода.         

 

Системная работа по формированию культуры здорового питания включает три направления: рациональную организацию питания в образовательном учреждении; включение в учебный процесс образовательных программ формирования культуры здорового питания и просветительскую работу с детьми, их родителями (законными представителями), педагогами и специалистами образовательных учреждений. Только сочетание всех направлений работы поможет создать и в школе, и дома такую среду, в которой возможно формирование культуры здорового питания и здорового образа жизни.

 

Здоровое питание – важный фактор нормального развития и здоровья детей

 

Полноценное, сбалансированное питание является важнейшим условием нормального функционирования человеческого организма, особенно в период роста и развития. На период от 7 до 18 лет, который ребёнок проводит в школе, приходится наиболее интенсивный соматический рост организма наряду, сопровождающийся повышенными умственными и физическими нагрузками.

 

Организация питания в каждой возрастной группе школьников имеет свои особенности, учитывающие изменения, происходящие в детском организме на каждом этапе. Школьный период можно условно разделить на три возрастные группы – 7-11 лет, 11-14 лет, 14-18 лет.  

 

Недостаточное или несбалансированное питание в младшем школьном возрасте приводит к отставанию в физическом и психическом развитии, которые, по мнению специалистов, практически невозможно скорректировать в дальнейшем. Нормы физиологических потребностей в энергии и пищевых веществах для детей младшего и среднего  школьного возраста даны в Таблице 1.   Одна из важнейших составляющих пищи – белок.  

 

Недостаток белка, а тем более белковое голодание приводит к отставанию роста, нарушениям не только физического, но и умственного развития, снижению сопротивляемости болезням, успеваемости и трудоспособности, а избыток ведет к нарушению обменных процессов и снижению аппетита. В период роста особенно велика потребность в жидкости, благодаря которой происходит лучшее усвоение питательных веществ, а также выведение продуктов распада из организма.

 

Недостаток жидкости в ежедневном рационе (около 2 литров в сутки) может привести к нарушению терморегуляции и процесса пищеварения, вызвать плохое самочувствие, которое у детей часто проявляется в виде расторможенности, невозможности сосредоточиться. Постоянный дефицит жидкости может привести к заболеваниям почек и печени. Регулярный приём пищи (примерно через каждые 4-5 часов) также является важнейшей составляющей правильного питания, так как способствует её наилучшему усвоению.   

 

Для учащегося начальной школы необходимо 4 или 5 приемов пищи. Типовые режимы питания могут меняться в зависимости от образа жизни ребенка, организации его учебной, спортивной и других нагрузок. Но в любом случае важно стремиться к тому, чтобы у ребенка выработалась привычка есть в строго определенные часы.

Таблица 1. Типовой режим питания школьников

Завтрак (дома)

7.30-8.00 (8.00-8.30)

Второй завтрак

 в школе

10.30-11.00 (11.00-11.30)

Обед

(в школе или дома)

13.30-14.00 (14.00-14.30)

Полдник

(в школе или дома)

16.00-16.30 (16.30-17.00)

Ужин (дома)

19.00-19.30 (19.30-20.00)

 

Завтрак и ужин (1-й и 5-й приемы пищи) должны составлять по 25 % от суточной калорийности. Если ребёнок занимается в первую смену, то в 11.30 – 12.00 ч, во время большой перемены, он должен получать полноценный второй завтрак (15 % от суточной калорийности), а обед - дома в 15.30.- 16.00 ч. (35 % от суточной калорийности). Если ребенок занимается во вторую смену, то обед он получает дома в 12.30 – 13.00 ч., а в 16.00 ч. - полдник в школе.

 

Питание детей подросткового возраста имеет свои особенности. В средней школе начинается половое созревание, которому предшествует препубертатный скачок роста. С началом полового созревания потребность в некоторых веществах у мальчиков и юношей выше по сравнению с девушками (Таблицы 2, 3). При организации рациона питания обучающихся, воспитанников средней школы необходимо учитывать физические и физиологические изменения, которые происходят в подростковом возрасте.

 

Достаточное поступление белков, необходимых для формирования новых структурных компонентов организма приобретает особое значение. Именно поэтому недостаток или даже полное исключение из рациона питания белковой пищи (что происходит в том случае, когда подростки, желая следовать модным стандартам, используют различные диеты), отражается не только на самочувствии, но может привести к нарушению естественного хода развития.

 

Важное значение имеет и присутствие в рационе питания продуктов - источников кальция, необходимого для нормального роста и развития костной ткани. Недостаток кальция приводит к заболеваниям опорно-двигательного аппарата: сколиозу и нарушению осанки. Естественным источником кальция являются молоко и кисломолочные продукты. В связи с увеличением объема крови и мышечной массы значительно увеличивается потребность организма подростков в железе (железосодержащие продукты - мясо, гречка, гранаты и т.д.).

 

Нарушение питания в этот период может стать причиной хронических заболеваний и задержек в развитии.  Алиментарно-зависимые болезни, которые зависят от питания человека, - анемия; болезни органов пищеварения; желчного пузыря и желчевыводящих путей; поджелудочной железы; эндокринной системы тиреотоксикоз (гипотиреиз), расстройства питания, нарушения обмена веществ (ожирение).

 

Анализ и обобщение данных о заболеваемости, в том числе алиментарно-зависимых, может осуществлять школьный врач совместно с участковыми врачами поликлиник, в которые обращаются обучающиеся, воспитанники школ.

Таблица 2. Нормы физиологических потребностей в энергии и пищевых  веществах для детей и подростков разного возраста

Наименование

пищевых

веществ

Потребность в пищевых веществах

7 – 10 лет

 

11 – 14 лет

14 – 18 лет

мальчики

девочки

юноши

девушки

Белки (г)

63

75

69

87

75

Жиры (г)

70

83

77

97

83

Углеводы (г)

305

363

334

421

363

Энергетическая

ценность (ккал)

2100

2500

2300

2900

2500

Витамин С (мг)

60

70

60

90

70

Витамин В1 (мг)

1,1

1,3

1,3

1,5

1,3

Витамин В2 (мг)

1,2

1,5

1.5

1,8

1.5

Витамин В6 (мг)

1,5

1,7

1,6

2,0

1,6

Ниацин (мг)

15

18

18

20

18

Витамин В12 (мкг)

2

3

3

3

3

Фолаты (мкг)

200

300-400

300-400

400

400

Пантотеновая

кислота (мг)

3

3,5

3,5

5,0

4,0

Биотин (мкг)

20

25

25

50

50

Витамин А (мг рет.экв)

700

1000

800

1000

800

Витамин Е (мг ток.экв)

10

12

12

15

15

Витамин D (мкг)

10

10

10

10

10

Витамин К (мкг)

60

80

70

120

100

Минеральные вещества

Кальций (мг)

1100

1200

1200

1200

1200

Фосфор (мг)

1100

1200

1200

1200

1200

Магний (мг)

250

300

300

400

400

Калий (мг)

900

1500

1500

2500

2500

Натрий (мг)

1000

1100

1100

1300

1300

Хлориды (мг)

1700

1900

1900

2300

2300

Железо (мг)

12

12

15

15

18

Цинк (мг)

10

12

12

12

12

Йод (мг)

0,12

0,13

0,15

0,15

0,15

Медь (мг)

0,7

0,8

0.8

1,1

1,1

Селен (мг)

0,03

0,04

0,04

0,05

0,05

Хром (мкг)

15

25

25

35

35

Фтор (мг)

3

4

4

4

4

Таблица 3. Рекомендуемые среднесуточные наборы пищевых продуктов для обучающихся, воспитанников общеобразовательных учреждений

 

Наименование продуктов

Количество продуктов в зависимости

от возраста обучающихся, воспитанников

в г, мл, брутто

в г, мл, нетто

7 – 10 лет

11-18 лет

7 - 10 лет

11-18 лет

Хлеб ржаной (ржано-пшеничный)

80

120

80

120

Хлеб пшеничный

150

200

150

200

Мука пшеничная

15

20

15

20

Крупы, бобовые

45

50

45

50

Макаронные изделия

15

20

15

20

Картофель

220*

220*

165

165

Овощи свежие, зелень

350

400

280**

320**

Фрукты (плоды) свежие

200

200

185**

185**

Фрукты сухие, в т.ч. шиповник

15

20

15

20

Соки плодоовощные, напитки витаминизированные

200

200

200

200

Мясо 1 категории

65 (80)

71.5 (88)

59

65

Цыплята (куры) 1 категории

32 (41)

45 (58)

28

40

Рыба-филе

42

60

39,5

56

Колбасные изделия

10

15

9,8

14,7

Молоко (2,5% и 3,2 % жирности)

300

300

300

300

Кисломолочные продукты

(2,5% и 3,2 % жирности)

150

180

150

180

Творог (не более 9% жирности)

40

50

40

50

Сыр

8

12

7,5

11,8

Сметана (не более 15% жирн.)

10

10

10

10

Масло сливочное

30

35

30

35

Масло растительное

15

18

15

18

Яйцо диетическое

0,6 шт.

0,6 шт.

 

 

Сахар ***

40

45

40

45

Кондитерские изделия

10

15

10

15

Чай

0,4

0,4

0,4

0,4

Какао

1,2

1,2

1,2

1,2

Дрожжи хлебопекарные

1

2

1

2

Соль

5

7

5

7

 

Примечание: * Масса брутто приводится для нормы отходов 25%.

** Масса нетто является средней величиной, которая может меняться в зависимости от исходного вида овощей и фруктов и сезона года. При формировании меню целесообразно обеспечивать выполнение натуральных норм питания в соответствии с данными, приведенными в столбце нетто.

*** В том числе для приготовления блюд и напитков, в случае использования продуктов промышленного выпуска, содержащих сахар (сгущенное молоко, кисели и др.) выдача сахара должна быть уменьшена в зависимости от его содержания в используемом готовом продукте.

 

Организация питания старшеклассников должна учитывать значительный рост энергетических потребностей организма, связанных с увеличением интеллектуальных, эмоциональных и физических нагрузок. Важно отметить, что расход энергии в сутки в юношей и девушек выше, чем у взрослых мужчин и женщин (разница составляет около 15 %). Большинство привычек к старшим классам уже сформировано. 

 

По данным исследований последних лет каждый шестой житель планеты имеет избыточный вес. В настоящее время достоверно доказано, что избыточный вес появляется в первую очередь благодаря образу жизни, т.е. зависит не столько от генов, сколько от возможности реализовать заложенную программу. Противоположная опасность, свойственная старшеклассникам, – увлечение диетами, что характерно для девушек.

 

А для юношей – увлечение анаболиками, способствующим неестественному увеличению мышечной массы.  Снабжение организма необходимыми веществами возможно только при разнообразном питании,   основу рациона должны составлять привычные продукты.  

 

Не умаляя важности рациональной организации питания обучающихся, воспитанников, нельзя забывать  о значении формирования культуры здорового питания. В противном случае усилия   администрации образовательных учреждений и работников пищеблоков могут оказаться бесполезными, если дети    не будут есть приготовленные по всем правилам с соблюдением всех нормативов, но непривычные для них блюда.

 

Только системная работа по формированию культуры здорового питания может помочь изменить   вкусовые пристрастия,   постепенно изменить структуру питания,   научить детей делать сознательный выбор в пользу полезных блюд, здорового питания.

 

Приложение                                                      

Примерное меню горячих завтраков и обедов для организации питания детей 7 – 10 и 11- 18 лет в государственных образовательных учреждениях

 

 

Прием

пищи

 

Наименование блюда

Выход блюда, г

7 – 10 лет

11- 18 лет

День 1 (понедельник)

 

ЗАВТРАК

Каша вязкая на молоке

(из хлопьев овсяных)

 

200

 

250

Сыр порциями

20

30

Масло сливочное

10

10

Напиток кофейный на молоке

200

200

Хлеб пшеничный или зерновой

40

50

 

 

ОБЕД

Салат из моркови или

моркови с яблоками

100

100

Суп с изделиями макаронными на бульоне из птицы

250

300

Птица отварная

100

120

Овощи тушеные

150

200

Кисель

200

200

Хлеб пшеничный или зерновой

20

30

Хлеб ржано-пшеничный

40

60

Изделие кондитерское (зефир)

20

20

Плоды и ягоды на завтрак и обед

150

150

День 2 (вторник)

 

ЗАВТРАК

Оладьи с яблоками

150

150

Кисломолочный продукт

125

125

Чай с лимоном

200

200

 

 

ОБЕД

 

Салат из морской капусты

100

100

Суп из овощей

250

300

Рыба (треска), тушенная в томате с овощами

80

120

Рис отварной

150

200

Отвар шиповника

200

200

Хлеб пшеничный или зерновой

20

30

Хлеб ржано-пшеничный

40

60

Плоды и ягоды на завтрак и обед

150

150

День 3 (среда)

 

ЗАВТРАК

Колбаски детские (сосиски) отварные

49

98

Капуста тушеная

150

200

Яйцо куриное диетическое вареное

Вкрутую

40

40

Чай с сахаром

200

200

Хлеб пшеничный или зерновой

40

50

 

 

ОБЕД

Салат из огурцов свежих

с растительным маслом

100

100

Борщ сибирский на мясном бульоне

250

300

Запеканка картофельная с отварным мясом

225

300

Компот из ягод

200

200

Кисель

200

200

Хлеб пшеничный или зерновой

20

30

 

Хлеб ржано-пшеничный

40

60

Плоды и ягоды на завтрак и обед

150

150

 

 

 

День 4 (четверг)

ЗАВТРАК

Котлеты или биточки рыбные

80

100

Пюре картофельное

150

200

Огурцы свежие

30

50

Напиток кофейный на молоке

200

200

Хлеб пшеничный или зерновой

40

50

 

ОБЕД

 

Винегрет овощной с раст. маслом

100

100

Рассольник на мясном бульоне

250

300

Бефстроганов из мяса отварного

80

120

Каша гречневая рассыпчатая

150

200

Сок фруктовый или овощной

200

200

Хлеб пшеничный или зерновой

20

30

Хлеб ржано-пшеничный

40

60

 

 

 

Плоды и ягоды на завтрак и обед

150

150

День 5 (пятница)

 

 

ЗАВТРАК

Пудинг из творога запеченный

180

200

Джем (варенье)

20

20

Чай с лимоном

200

200

Хлеб пшеничный или зерновой

40

50

ОБЕД

Салат из капусты белокочанной с растительным маслом

100

100

Суп картофельный с бобовыми (фасоль)

250

300

Печень, тушенная в сметане

100

100

Изделия макаронные отварные

150

200

Компот из кураги

200

200

Хлеб пшеничный или зерновой

20

30

Хлеб ржано-пшеничный

40

60

Плоды и ягоды на завтрак и обед

150

150

День 6 (суббота)

 

ЗАВТРАК

Каша гречневая молочная

200

250

Творожный сырок

50

50

Чай с сахаром

200

200

Хлеб пшеничный или зерновой

40

50

 

 

 

 

ОБЕД

Салат из свеклы отварной и яблок

100

100

Щи вегетарианские со сметаной

250

300

Котлеты или биточки рыбные

80

100

Соус томатный

30

50

Картофель отварной

150

200

Отвар из шиповника

200

200

Хлеб пшеничный или зерновой

20

30

Хлеб ржано-пшеничный

40

60

 

Плоды и ягоды на завтрак и обед

150

150

День 7 (понедельник)

ЗАВТРАК

Каша из пшена и риса молочная жидкая (Дружба)

200

250

Сыр порциями

20

30

Масло сливочное фасованное

10

10

Какао с молоком

200

200

Хлеб пшеничный или зерновой

40

50

ОБЕД

Икра из кабачков промышленного производства (для питания детей и подростков)

100

100

Суп из овощей

250

300

Котлеты рубленные из птицы

80

100

Изделия макаронные отварные

150

200

Компот из ягод

200

200

Изделие кондитерское (печенье)

20

20

Хлеб пшеничный или зерновой

20

30

Хлеб ржано-пшеничный

40

60

Плоды и ягоды свежие на завтрак и обед

150

150

День 8 (вторник)

 

ЗАВТРАК

Омлет натуральный, запеченый или сваренный на пару

120

150

Кисломолочный продукт

125

125

 

Чай с лимоном

200

200

Хлеб пшеничный или зерновой

40

50

 

 

 

 

ОБЕД

Салат из моркови, яблок, апельсинов с соусом салатным

100

100

Борщ с капустой и картофелем

250

300

Рыба отварная

80

120

Соус польский

30

30

Пюре картофельное

150

200

Кисель

200

200

Хлеб пшеничный или зерновой

20

30

Хлеб ржано-пшеничный

40

60

Плоды и ягоды на завтрак и обед

150

150

День 9 (среда)

 

 

ЗАВТРАК

Котлета мясная натуральная рубленная

80

100

Рис отварной

150

200

Какао с молоком

200

2000

Хлеб пшеничный или зерновой

40

50

 

 

 

ОБЕД

Салат из огурцов свежих с зеленью и раст. маслом

100

100

Суп крестьянский с крупой (перловой)

250

300

Мясо, тушенное с картофелем по-домашнему

230

250

 

Сок фруктовый или овощной

200

200

Хлеб пшеничный или зерновой

20

30

Хлеб ржано-пшеничный

40

60

Плоды и ягоды на завтрак и обед

150

150

День 10 (четверг)

 

ЗАВТРАК

Пудинг из творога запеченный

180

200

Молоко сгущенное с сахаром

20

20

Чай с лимоном

200

200

Хлеб пшеничный или зерновой

40

50

 

 

 

ОБЕД

Салат из капусты белокочанной с растительным маслом

100

100

Уха ростовская

250

300

Фрикадели мясные

100

100

Рис отварной

150

200

Компот из смеси сухофруктов

200

200

Хлеб пшеничный или зерновой

20

30

Хлеб ржано-пшеничный

40

60

Плоды и ягоды на завтрак и обед

150

150

День 11 (пятница)

 

ЗАВТРАК

Макароны, запеченные с сыром

200

200

Кисломолочный продукт

125

125

Кофейный напиток на молоке

200

200

 

Хлеб пшеничный или зерновой

40

50

 

 

ОБЕД

Салат из помидоров свежих с растительным маслом

100

100

Борщ на мясном бульоне со сметаной

250

300

Запеканка картофельная с мясом отварным

225

300

Компот из свежих фруктов

200

200

Хлеб пшеничный или зерновой

20

30

Хлеб ржано-пшеничный

40

60

Изделие кондитерское (пряник, кекс)

40

40

Плоды и ягоды на завтрак и обед

150

150

День 12 (суббота)

ЗАВТРАК

Каша пшенная молочная с тыквой

200

250

Творожный сырок

50

50

Чай с сахаром

200

200

Хлеб пшеничный или зерновой

40

50

 

 

ОБЕД

Салат из свеклы и яблок с маслом растительным

100

100

Щи вегетарианские со сметаной

250

300

Рыба с гарниром (каша гречневая), запеченная в соусе молочном

220

300

Сок фруктовый или овощной

200

200

Хлеб пшеничный или зерновой

20

30

 

Хлеб ржано-пшеничный

40

60

Плоды и ягоды на завтрак и обед

150

150

 


  О питании детей (версия для печати) - скачать


 

 Вернуться на предыдущую страницу