Стопа является сложной и важной частью человеческого тела. Нарушение её строения приводит к развитию плоскостопия, следствием которого могут быть головные боли, болезненные ощущения в стопе и голени. Плоскостопие часто сопровождается нарушением осанки, деформацией позвоночника, варикозным расширением вен и другими заболеваниями. Поэтому начинать профилактику деформации стопы необходимо с детского возраста.
Внутренние факторы определяются физиологическими закономерностями развития детского организма (сила мышц, эластичность связок, прочность костной ткани и др.).
Внешние факторы – нерациональная обувь, чрезмерная нагрузка на суставы при тяжёлых портфелях, рюкзаках, недостаточная двигательная активность, длительные статические нагрузки.
Негативное влияние большинства факторов может быть предупреждено с помощью профилактических мероприятий в школе.
Обувь для школьников. Семь основных признаков профилактической обуви.
1) Обувь должна соответствовать форме и размеру стопы. При этом в носочной части должен быть припуск 10 мм, учитывающий увеличение стопы за счёт её роста и влияния нагрузки во время ходьбы. Недопустимо носить обувь с зауженной носочной частью.
2) Подошва обуви должна быть достаточно гибкой, но не слишком мягкой, и невысокой. Недостаточная её гибкость способствует быстрому утомлению мышц и их ослаблению. При жёсткой подошве обувь доставляет неудобства при ходьбе, требуя дополнительных напряжений мышц связок стопы. Проверить гибкость подошвы можно, приподняв носочную часть обуви, удерживая при этом пяточную. Если угол составляет 25 градусов, то гибкость считается достаточной. Недопустима и слишком мягкая подошва, как в чешках, поскольку такая подошва не амортизирует удар пятки о жёсткий грунт, пол, асфальт.
3) Обязательно наличие каблука. Его высота для школьников 7-12 лет составляет 20 мм. Для школьников 13-17 лет – 25 мм. Высокий каблук усиливает нагрузку на передний отдел стопы, что приводит к поперечному плоскостопию и отклонению большого пальца наружу.
4) Для обеспечения прочной фиксации пяточной кости необходим задник. Он позволяет прочно удерживать пяточную кость и предотвращает её отклонение наружу или внутрь.
5) Открытый носок летних туфель (босоножек, сандалий и др.), часто используемых в качестве сменной обуви, не способствует фиксированному положению стопы и поэтому носочная часть должна быть закрытой или полузакрытой.
6) Для прочной фиксации стопы в обуви должны быть предусмотрены крепления. Их отсутствие повышает нагрузку на пальцы стопы и мышцы голени.
7) Конструкция обуви должна обеспечивать достаточный уровень воздухообмена. Его нарушение способствует расслаблению мышц и, как следствие этого, снижению свода стопы. При длительном ношении кроссовок нарушается температурно-влажностный режим, что вызывает расслабление мышц стопы и голени и снижение свода стопы. Не могут использоваться как сменная обувь и домашние тапочки, в которых мягкий задник не обеспечивает фиксации пяточной кости, а отсутствие крепления - достаточной фиксации стопы в обуви.
Профилактика деформации стопы включает ежедневные водные процедуры, расслабляющий массаж, хождение босиком по мягкой поверхности, гимнастику для мышц голени и стопы с включением физических упражнений на растяжение и повышение их эластичности.
Здоровье начинается со стопы!
1. Стоя, руки на поясе, стопы вместе, опора на пятки. Перекаты с пятки на носок и с носка на пятку.
2. Стоя, руки на поясе, левая нога на носке, правая на пятке. Смена положения носка и пятки.
3. Стоя, руки на поясе. Ходьба на месте сначала на носках, затем на пятках. Избегать жёсткой постановки пятки, «идти бесшумно».
4. Стоя на одной ноге, стопой другой вытянутой вперёд ноги совершать круговые движения сначала в одном направлении, затем в другом. Для сохранения равновесия, можно придерживаться рукой за стол (парту). Затем выполнить те же движения другой ногой
5.- 8. –Упражнения 1 – 4 в положении сидя.
Упражнения для выполнения во внеурочное время. (в качестве игры или соревнования со сверстниками)
1. «Каток» – ребёнок катает вперёд – назад мяч (массажный) или палку. Упражнение выполняется сначала одной ногой, затем другой.
2. «Разбойник» – ребёнок сидит на полу с согнутыми ногами. Пятки плотно прижаты к полу. Движениями пальцев стопы он старается подтащить под пятку лежащую на полу салфетку с каким-нибудь грузом на ней. Упражнение выполняется сначала одной, затем другой ногой.
3. «Сборщик» – сидя на полу с согнутыми коленями, ребёнок собирает ногой различные мелкие предметы, разложенные на полу, и складывает их в коробку с невысокими бортиками. Повторяет другой ногой. Не допускать падения предметов при переносе.
4. То же в положении стоя.
5. «Художник» – ребёнок карандашом, зажатым пальцами ноги, рисует на листе бумаги различные фигуры, придерживая лист другой ногой. Затем поменять ноги.
6. «Гусеница» – ребёнок сидит на полу с согнутыми коленями, пятки прижаты к полу. Сгибая пальцы ног, он подтягивает пятку вперёд к пальцам, затем пальцы распрямляются и движение повторяется (имитация движения гусеницы). Передвижение пятки вперёд за счёт сгибания и выпрямления пальцев ног продолжается до тех пор, пока пальцы могут касаться пола. Упражнение выполняется обеими ногами одновременно.